8 сентября в День города на перекрёстке улицы Шофёров и Димитровградского шоссе был открыт памятник «Подвигам шофёров всех поколений». Он посвящён героическим подвигам водителей при выполнении ответственных заданий во время военных действий.
Первоначально идея создания памятника шофёрам Ульяновского патронного завода, героически погибших в годы гражданской войны, принадлежала бывшему председателю Совета ветеранов Ульяновского патронного завода Геннадию Федоровичу Лифрову. Тогда, в 2005 году, на перекрёстке улицы Шоферов и Димитровградского шоссе установили памятный знак, гласящий «Здесь будет воздвигнут памятник шофёрам, погибшим на полях сражений».
Активное участие в создании памятника принимали работники и ветераны Ульяновского патронного завода, представители администрации города и района, депутатский корпус и просто неравнодушные жители Нижней Террасы. Установкой занималось ООО «Олимпия 2014».
В церемонии открытия памятника приняли участие первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области Андрей Тюрин, глава Заволжского района Наиль Юмакулов, генеральный директор Ульяновского патронного завода Алексей Дубоносов, председатель профкома Николай Горб, ветераны и работники предприятия, жители Нижней Террасы.
Почётное право открыть памятник «Подвигам шофёров всех поколений» было предоставлено ветеранам Ульяновского патронного завода – водителю транспортного цеха с 60-летним водительским стажем Геннадию Сергеевичу Новихину и заместителю начальника конструкторского отдела Григорию Ивановичу Иванову. В церемонии возложения корзины цветов к памятнику также принимали участие представители предприятия – заместитель технического директора по подготовке производства Иван Матвеевич Кривоносов и мастер участка специального производства цеха № 21 Валентина Васильевна Залыгалова.
Историческая справка
12 сентября 1918 года доблестная Железная дивизия под командованием Г.Д. Гая освободила Симбирск. Укрепившись на левом берегу Волги, белые стали обстреливать город из орудий. Любой ценой они решили удержать оборонительный рубеж по левому берегу Волги и сохранить за собой патронный завод.
В ночь на 14 сентября смелой атакой Красные войска уничтожили белочехов, оборонявших мост, и освободили Заволжский район.
16 сентября на общем собрании рабочие и служащие завода приняли решение – выйти завтра всем на работу и изготовить в этот день для частей Красной Армии 100 тысяч боевых винтовочных патронов. Своё слово они сдержали!
Из книги «Ровесник Октября» И. Зонтова и А. Смирнова, 1986г.: «Мы, рабочие и служащие Петроградского завода в г. Симбирске шлём товарищеский привет Красной Армии за освобождение нас из плена буржуазии как русской, так и международной, которая опирается на штыки обманутых чехословаков и других войск… Мы дружно поддерживаем Красную Армию против общего нашего классового врага – буржуазии и будем бороться до последней капли крови за социалистическую революцию» (см. Симбирская губерния в годы гражданской войны. Сборник документов. Ульяновское книжное издательство, т.1, с.194)
21 сентября вновь загремели орудия. Белогвардейцы, оправившись после бегства из-под Симбирска и получив в подкрепление группу войск полковника Каппеля, снова вернули потерянный район на левом берегу Волги. Начались ожесточённые бои за город, продолжавшиеся около недели. Во время этих боёв город подвергался неоднократному артиллерийскому обстрелу.
«Ни одного патрона врагу!» — решили рабочие завода и частично демонтировали производство. Комиссар завода Николаев распорядился погрузить основные части станков и машин на два грузомотора и переправить их в Симбирск.
— Надеемся на вас, товарищи! – сказал он шофёрам Григорию Давыдову, Феликсу Замовскому и Григорий Кокареву. – Если не сумеете переправиться в Симбирск, то спрячьте груз понадёжнее, заройте его в землю… Ну, до встречи!
Он крепко обнял шофёров и отошёл. Грузомоторы двинулись в путь. Завод остался далеко позади. Вот и Волга!
— Плохо дело! – сказал Феликс Замовский, останавливая машину. – Парома нет. И ни одной лодки не видно.
— Подождём?
— Нет! Будем зарывать. Давайте приглядим место.
За небольшим холмом нашли в земле трещину, взялись за лопаты, дружно налегли…
— Солдаты! – крикнул Григорий Кокарев.
Из-за холма выехал конный отряд. Командир показал нагайкой в сторону рабочих. Блеснули на солнце офицерские погоны…»
Убивали молодых шофёров с невероятной жестокостью. Траурная похоронная процессия двигалась по улице, которая по просьбе рабочих была названа улицей Шофёров. После похорон на часовенском кладбище шофёров патронного завода в тот же день на заводе была проведена добровольная мобилизация на фронт. Свыше 300 рабочих взяли в руки винтовки и, создав Красный отряд № 11, влились в ряды Железной дивизии.